Однажды «в студеную зимнюю»… Ну, в общем, давно.
Итак, захотел я заиметь НЕмаленький НЕцифровой ревербератор.
Для тех, кто не совсем понял, о чем я — ссылка:
Итак, ламповых ревербераторов, выполненных в виде отдельных модулей, очень немного. Точнее, не заморачиваясь поиском, я выбрал Fender ’63 Reverb (он же 6G15). По нему много информации в сети, фотографий, а самое главное — процесс его сборки на русском очень подробно описал камрад SmartFold с очень популярного форума http://forum.guitarplayer.ru. Его подробнейшее описание сего действа можно найти здесь.
Схема ревербератора легко находится в сети и выглядит следующим образом:
Итак, начинаем с коробки. Реалии таковы, что размер куска сетки-гриля на переднюю стенку корпуса был СИЛЬНО ограничен. В итоге, внутренний размер от одной боковой стенки до другой был всего на 10 мм больше, чем длина ревер-танка (это та самая коробка с пружинами, которая является сердцем эффекта).
Проводим подготовительные работы:
Процесс подгонки, сборки, склейки, шпаклевки оставляем за кадром и на выходе имеем следующее:
Кроме того, изготовим шасси. В наличии оказалась боковая стенка от системного блока Aquarius. Толщина металла — 0,7 мм, чего для мелкого шасси, по-моему, достаточно. Чертим на листе разметку, вырезаем ножницами по металлу. Сразу размечаем и вырезаем крупные отверстия под лампы и окно под силовой трансформатор, потому что на согнутом шасси это будет делать не очень удобно. На линиях сгиба надрезаем лист микроболгаркой где-то на 0,1-0,2 мм. Все это делаем с использованием защитных средств (перчатки и защитные очки). Сгибаем лист по линиям надреза и фиксируем стенки вытяжными алюминиевыми заклепками. Получается нечто такое:
Откладываем шасси подальше и начинаем готовить монтажную плату. Делать это я старался так же, как в оригинальном устройстве: на специальных монтажных элементах — айлетах (eyelets).
Размещение компонентов в шасси, недолго думая, я взял от оригинала:
Правда, все равно немного от него ушел, поскольку в оригинале конденсаторы фильтра питания размещены наверху шасси и закрыты металлической крышкой. Я же перенес их внутрь шасси, сократив, таким образом, количество проводов.
Для быстрой оценки расположения элементов задействовал Corel Draw, получилось вот такое расположение:
и следующий план сверловки:
Оранжевым отмечены «технологические» отверстия, через которые будут пропускаться провода.
Сверлим необходимые отверстия такого диаметра, чтобы айлет входил в них с легким натягом и зенкуем их, делая несколько оборотов сверлом большего диаметра, чем диаметр отверстия. Это нужно для того, чтобы айлет плотно прилегал к поверхности платы и не выступал из нее.
Расклепанная плата выглядит приблизительно так:
Разумеется, вопросом приобретения необходимых комплектующих необходимо озаботиться заранее. Поскольку я не ставил задачу использовать только аутентичные компоненты, то подбирал детали исходя от личных предпочтений и цены.
Сердце любого лампового устройства — это его трансформаторы. Как-то даже два сердца получается. В качестве силового был заказан трансформатор со следующими обмотками (параметры которых я просто скопировал с характеристик трансформатора, продающегося в комплекте ревербератора с triodeelectronics.com, кажется).
Итак, характеристики обмоток трансформаторов:
- первичная обмотка: 220 В, 50 Гц,
- анодная вторичная обмотка: 250 В, 0,027 A
- накальная вторичная обмотка: 6,3, 1,1 A.
Драйвером ревербератора был выбрал популярный Magnetic Components Classic Tone #40-18030.
Танк ревербератора — Accutronics 4AB3C1B. Его входное сопротивление — 8 Ом, как можно прочитать из описания маркировки производителя. Поэтому и подключаем его ко вторичной обмотке на 8 Ом трансформатора #40-18030.
Еще в схеме присутствует дроссель. У меня был с индуктивностью 4 Гн, рассчитанный на ток 100 мА, вот его я и поставил.
Также для сборки нам потребуются ОНИ — лампы:
- 7025 — заменяется на 12AX7, в принципе. Я использовал Sovtek 12AX7WA
- 12AT7 — заменять нечем, да и не стоит
- 6K6GT — можно заменить 6V6GT, но придется пересчитать катодный резистор. Я же просто купил у простых американских
трудяг-рабочихбарыг пару не новых, но проверенных на ламповом тестере лампочек и одну NOS (New Old Stock — т.е. давно выпущенную лампу, которая лежала на хранении и никогда не использовалась).
В качестве проходных конденсаторов были выбраны Mallory 150, катодными стали Sprague Atom (недешевые заразы, как по мне), резисторы — новодельные, но в духе эпохи — Carbon Composition, катодным резистором лампы 6K6GT стал металлоксидный резистор, поскольку углекомпозитного такой же мощности найти не удалось. Конденсаторы питания — недорогие F+T, а в качестве выпрямительных диодов задействовал 1N4007, т.к. во-первых, они у меня были, а во-вторых — я все равно не знал, какие использовал Лео Фендер. Почему их три? Потому что в то время диоды имели маленькое рабочее напряжение и их соединяли последовательно, чтобы обеспечить необходимые требования к схеме.
Последовал рекомендациям товарища running и заменил потенциометр Tone с B50K на B25K, а Dwell заменил на A250K.
Поскольку руки уже чешутся, набиваем плату деталями и запаиваем необходимые провода, сверяясь с отрисованным расположением элементов и СХЕМОЙ. Не стоит производить сборку, основываясь только на layout.
В процессе сборки шасси с платой приобрело следующий вид:
Делаем «ремонт» в «домике» для ревера и любуемся результатом:
Крепим ревер-танк к передней стенке. Вообще, именно этот танк, по рекомендациям производителя, должен крепиться горизонтально к дну корпуса. Но, поскольку я скреплял стенки через бруски, места на нижней стенке не было. Рекомендации производителя имеют силу в том случае, если вы будете часто производить транспортировку устройства. Так как ревер стоит у меня дома и перевозиться не собирается — ничего ему не сделается.
Кстати, танк я крепил через резиновые втулки, чтобы он не был жестко притянут к корпусу. Еще его крепят, подвешивая на пружинах, но у меня таких пружин не нашлось.
Устанавливаем шасси в корпус:
Крепим задние крышки и включаем:
Звучит он приблизительно так: